Отвертка для директора

У каждого рабочего есть инструменты. У слесаря — отвертки и молотки. У монтажника — дрели и плоскогубцы. Видели ли вы когда-нибудь работника, который не умеет обращаться со своими инструментами или делает это крайне неуклюже? Такой человек вызывает различные эмоции и реакции руководителя и коллег, и эти реакции не всегда позитивные. От желания «убить на месте» — до пронизывающей душу жалости к этому неприспособленному к жизни существу. Смотришь, как беспомощно он крутит в руках то, чем должен владеть виртуозно, и сразу возникает желание то ли погладить за ушком и успокоить, то ли сдать в питомник на усыпление, чтобы не мучился. Руководители, реально наблюдавшие это явление, меня поймут.

Исследования Л. Рона Хаббарда в области управления предприятиями в 60-70 годы ХХ века дали один крайне интересный результат. Они показали причину, по которой руководитель иногда чувствует себя полным идиотом, но, являясь лидером за которым должны идти люди, тщательно скрывает эту чувство от своих подчиненных, коллег и от самого себя.

Причина в том, что у руководителя есть под рукой разные вещи, которые используются в руководстве, и только в руководстве. Например — секретарша. Нет, плохой пример… Лучше так — приказы. Только руководитель (по определению это человек, которому подчиняются другие; руководители бывают разных уровней) имеет право отдавать приказы. А сами приказы используются только для целей руководства, что очевидно.

Так вот, Хаббард сделал открытие, что приказ — это ИНСТРУМЕНТ руководителя, такой же, как для слесаря отвертка.

Что такое «инструмент»? Это «материальный объект, который способствует выполнению какой-либо работы». Управление можно рассматривать как отдельную специальность, независимо от того, что ей не учат в ВУЗах как специальности (пытаются, но не умеют). Если бы учили, как специальности — выпускали бы специалистов. Вы рискнете взять вчерашнего выпускника факультета «менеджмент» и поставить в руководство своей организацией? Я — нет.

Хаббард выделил двадцать (20!) главных инструментов руководителя. И ещё около 20 второстепенных. Вы смогли бы с ходу хотя бы перечислить 20 инструментов, которыми должен уметь виртуозно пользоваться руководитель? Устройте себе мини-тест, попробуйте написать их на бумаге.

И это только перечисление. Для каждого инструмента есть технология его использования. Руководитель, не знающий своих инструментов — неэффективен. Знающий, но не умеющий ими пользоваться — смешон и неуклюж, и опять же неэффективен.

Вот часть этих инструментов:оргструктуры, статистические показатели, стратегические планы, программы действий, проекты, приказы (не надо только спрашивать, вытаращив глаза: «А чем они отличаются друг от друга?». Тем же, чем дрель от молотка), должностные инструкции, линии коммуникации и т. д. Я не перечисляю дальше, так как придется многим ОБЪЯСНЯТЬ, что же я такое написал.

Вот ситуация на сегодняшний день: руководители знают свои инструменты хуже, чем сотрудники — свои.

Я умиляюсь, когда смотрю на кого-то, кто набирает текст на компьютере одним пальцем. Особенно, если компьютер — это его инструмент.

Все вы знаете анекдоты про женщин за рулем (которые часть несправедливы, многие женщины — отличные водители). Автомобиль — всего лишь ИНСТРУМЕНТ, которым кто-то не удосужился научиться пользоваться.

Вадим Мальчиков,

владелец Центральной тренинговой компании